Creo en el amor
НОРМА ГОМЕЗ ТОМАСИ: «ПЕДАГОГ ОТ БОГА»
Будучи человеком нерелигиозным, я всё-таки воспользуюсь этим выражением – «Педагог от бога». Норма – потрясающей души человек. Её видение танго, её манера преподавания, то солнце, которое она вселяет в каждого ученика, не могут не восхищать.
Норма – незаменимая «компаньера» Эрнесто Кармона. Я попросила её дать мне текст, который она написала о танго и об их школе с Эрнесто. Норма с удовольствием откликнулась. Она не только дала свой текст, но и снабдила его комментариями, а также ответила на мои вопросы. Так появились статья «Наше видение танго» и интервью с Нормой.
***
Норма Гомез Томаси. Наше видение танго
Наше видение танго, танца и аргентинской культуры и наша манера преподавания сильно отличаются от того, что предлагают другие преподаватели.
Мы считаем, что каждый человек имеет свой единственный и неповторимый внутренний мир, и мы стараемся помогать каждому выразить эту оригинальность и уникальность через танец, чтобы каждый человек развивал именно свои способности.
Этот способ преподавания невозможно постичь или передать через видео.
Для нас танцевальные фигуры – это только инструменты для открытия чего-то более глубокого в сущности танца. Сущность танца состоит в том, чтобы посредством движений выражать различные эмоции и чувства, которые возникают в данный момент в данном пространстве с имеющимся жизненным опытом. В этом аспекте невозможно повторение движений, потому что каждую секунду жизни ощущения меняются.
Мы считаем, что более важно не то, что можно увидеть глазами, а то, что происходит внутри тела. И тогда из внутренней красоты вырастает внешняя красота движений!».
Богемия, уголок Искусства (Bohemia, Rincón de Arte)
Это было напечатано в Интернете, чтобы вкратце объяснить, что предлагает наша школа. Я воспользуюсь этим текстом как введением, как обобщением, чтобы развить его.
Любой танец передает глубину каждого существа. Его эмоции, его взгляд на жизнь, его способ быть и чувствовать. Понятно, что всё вышеперечисленное не является статичным, все меняется каждую секунду, потому что что-то происходит и преобразует нас. К счастью, со временем мы меняемся и при этом, как ни парадоксально, продолжаем оставаться теми же самыми.
Конечно, для того чтобы танцевать хорошо, необходимо владеть некоторой техникой, но концентрация только на технике умаляет танец и превращает его в определенный вид спорта, в соревнование под музыку. Без выражения чувств нет танца, а есть только некие спортивные движения, выполненные лучше или хуже, совпадающие с динамикой, которую предлагает музыка.
В отличие от спорта, популярные танцы, и танго в частности, помогают выразить глубину того, что переживало общество во время создания такого культурного проявления, как этот танец, и он продолжает жить, потому что продолжают жить чувства людей. Таким образом, самое важное проявляется не в лучшей или худшей технике. Кто думает о прекрасной технике, когда он раздражен, любит, или грустит?
Музыка – очень важная составляющая часть танца, а не просто некий «фон». Важно ощущать, как музыка забирает нас, как она прорастает из нашего внутреннего мира… чувствовать, что мы и есть музыка. В противном случае она превращается просто в набор звуков, под который мы совершаем бессмысленные механические движения. Но мы можем танцевать и «без музыки», потому что музыкой обладают слова: это интонация, ощущение, намерение, которые они несут в себе. Наше сердцебиение, дыхание, даже наши мысли имеют свой ритм, а значит, они музыкальны. Шум ветра, реки, пение птиц – это музыка. Шум автомобилей, поездов, звуки, издаваемые молотом рабочего – всё это тоже музыка.
Если мы только совершаем механические движения, мы становимся роботами. Когда мы хотим быть похожими на тех, кем восхищаемся, копируя их движения, мы становимся роботами, неинтересными копиями, куклами, бесформенной массой. Великий вызов состоит в том, чтобы развивать нашу индивидуальность, манеру чувствования и выражения этих чувств, нашу сущность, наш стиль. Потому что свой стиль характеризует личность и, следовательно, уникальность каждого человека. Иначе – человек может обладать так называемым стилем хоть Хуана Карлоса Копеса, но при этом он будет лишь грубой неинтересной копией.
Великий вызов состоит в том, что мы берём на себя смелость развивать индивидуальность. Личность, свобода – это значит ясность. Знать, чего мы хотим, что чувствуем, чего желаем, и быть ответственными за всё это, противостоять банальным комментариям. Знать, какова критика – та, которой мы должны уделять внимание, или это просто ревность, зависть и т.д. Причём это относится не только к критике вас лично, но и к критике ваших друзей, которая иногда тоже блокирует ваш рост.
Довольно рискованный момент, когда мы пробуем делать новые движения, новые модуляции, двигаться в новой динамике. Вначале мы немного неуклюжие, у нас не получается, но когда мы находим удовольствие, то во время практики мы постигаем возможности нашего тела. Ведь рисковать – значит открывать возможность творить, возможность творить не существует без риска.
Рисковать, чтобы быть свободными, быть индивидуальностями – значит быть самими собой, не оглядываться на других, несмотря на то, что кто-то считает правильным. И тогда фигуры помогают нам выразить себя. Но если мы танцуем с заранее подготовленными или заученными фигурами других людей, с тем же количеством шагов, в таком же порядке, с тем же положением тела, мы будем чувствовать себя некомфортно и можем повредить своему телу. Мы не изучаем и не используем язык нашего тела, и тогда мы как попугаи – повторяем то, что говорят другие, не зная того, что говорим мы.
Возможно, в моих словах есть некоторая неясность. Мы отвечаем на вопросы во время занятий, потому что большинство вопросов приходят в процессе практики. Занятия предполагают, чтобы каждый человек открывал и развивал свой потенциал, возможности своего тела, а не чьего-то другого.
Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из учеников мог танцевать по-своему, нашёл свой стиль и нашёл новые возможности своего тела в танце. Чтобы каждый участник занятий снова начал играть, получать удовольствие, раскрыл себя. Чтобы каждый танцевал для себя и для того, с кем он разделяет танец в данный момент. Мы помогаем обрести достаточную гибкость и чувствительность, чтобы ученик понимал, что его собственный танец меняется в зависимости от партнёра. Чтобы каждый ценил мельчайшие моменты близости с другим. Ведь близость, интимность – это одна из важных характеристик танго.
Перевод: Любовь Бойко.
***
Интервью с Нормой Гомез Томаси
Л.Б. Что для тебя танец?
Н.Г.Т.: Для меня танец – это магическая встреча, это встреча с глубиной каждого человека. Для меня танец – это жизнь.
Л.Б. Какова роль женщины в танго? Всё ли зависит от мужчины в танце? Женщин учат следовать и слушать, какова возможность у женщины создать танец в паре?
Н.Г.Т.: Для меня роль женщины – это быть сообщницей мужчины. В полном смысле этого слова – сообщница. Это, конечно же, хотеть танцевать с мужчиной, хотеть наслаждаться этой встречей, этим объятием. Сотрудничать, помогать, чтобы эта встреча и объятие стали лучшими – насколько это возможно в данный момент.
Роль следования в танго – очень важная и нелёгкая роль. Потому что необходимо научиться принимать самостоятельные решения, чтобы научиться понимать решения другого человека. К тому же, чтобы стать сообщницей в танце, нужно так хорошо слушать другое тело, чтобы уловить время и пространство, которые мужчина не использует, и привнести что-то своё. Мужчина рождает движение. Да, ему нравится женщина, которая следует его движению. Но ему не нравится женщина, которая не участвует, которая единственное, что делает – только следует. Женщина может незначительными деталями, небольшими жестами пробуждать в мужчине креативность и легкость движения, провоцировать его на какие-то новые элементы танца. Когда мужчина чувствует, что женщина реагирует на его предложение и украшает, помогает, участвует, даёт возможность почувствовать, что он не один, тогда танец становится интересным. Мы делаем танец интересным вдвоём.
Л.Б.: Необходимо ли ехать в Буэнос-Айрес, чтобы действительно научиться танцевать танго, чтобы познать «душу» танго?
Н.Г.Т.: Я думаю, что да. Потому что танго родилось здесь, на берегу Río de la Plata, и танго здесь обладает мощной связью с общественной жизнью, уходя корнями в нашу историю. У Буэнос-Айреса свой уникальный стиль и ритм жизни, его жители отличаются особенной манерой знакомиться, разговаривать, общаться.
Если человек приезжает сюда открытым, он может встретиться и познакомиться с «душой» танго. Я думаю, что человек из другой страны должен приезжать за «душой» танго с определённой готовностью и желанием познать нечто новое, потому что этот город и этот танец очень особенные. Нужно оставить все свои страхи и предрассудки, верить своим чувствам, «оживиться» и наслаждаться.
Л.Б.: Когда ты первый раз приходишь на милонгу в Буэнос-Айресе, тебя еще никто не знает. Как лучше себя вести, чтобы тебя приглашали танцевать?
Н.Г.Т.: Когда человек первый раз приходит на милонгу здесь, в Буэнос-Айресе, ему немного сложно начать танцевать. Надо иметь некоторую готовность и желание знакомиться, быть открытым, смотреть, смотреть в глаза – ведь здесь приглашают танцевать взглядом. Зачастую первый раз на милонге человек начинает нервничать, таким образом, он передаёт нервное состояние окружающим. Или же наоборот – чаще это происходит с женщинами – они приходят с отчаянным желанием танцевать, и мужчины пугаются. Нужно постараться быть спокойными, смотреть, не прятаться. Я думаю, что просто нужно быть собой. И, даже если ты в первый день потанцуешь совсем чуть-чуть, ничего страшного в этом нет.
Если ты танцуешь первый раз с незнакомым человеком и в момент первого объятия обнимаешь его с желанием танцевать с ним, слушать его движения, ощущать его цвета и запахи, объятие станет очень интересным и будет интересно продолжить танцевать. Но есть люди, которые используют танец только для того, чтобы показать всё, что они умеют… Такого человека не будут приглашать те, кто его не знают или те, кто танцует хорошо. Потому что такой человек на самом деле не танцует, а использует другого, чтобы показать миру всё, что он знает.
Л.Б.: Небольшой технический вопрос по поводу танцевальных туфель для женщин: как лучше выбирать туфли?
Н.Г.Т.: Во-первых, туфли должны быть удобными, не сдавливать пальцы, не зажимать стопу. Подошва туфель не должна тормозить движение – иначе можно повредить ноги. Высота должна быть… это зависит от каждой женщины, каблук, на котором женщина чувствует себя комфортно. Если я никогда в жизни не использовала туфли на каблуке, и надеваю туфли с двенадцатисантиметровым каблуком, я буду очень сильно уставать и могу деформировать стопу. Ну и в конечном счете, это дело вкуса каждой женщины. Но я всегда говорю, что танго-туфель не существует. Туфли для танго – это обычные туфли, а танго-туфли – это коммерческое изобретение. Оно возникло, потому что в то время, когда танго вновь обрело свою популярность, в моде были женские туфли без ремешков. Такая туфелька могла соскочить в любой момент движения. Вот и появились магазины, которые специализировались на выпуске туфель с ремешками, их и стали называть танго-туфли. Но это вопрос моды. Когда родилось танго, были обычные туфли с ремешком.
Л.Б. Почему ты начала преподавать и делаешь это уже более 20 лет?
Н.Г.Т.: Мне нравится передавать свои знания другим людям. Это то, что мне приносит невероятную радость: видеть, как ученики развиваются и открывают новое в себе! Это мне приносит невероятное наслаждение. Видеть, как во время урока человек достигает нового качества движения, как появляются новые маленькие жесты в теле, меняется выражение лица – это прекрасно, это очень красиво, очень здорово видеть эти изменения. Со мной, например, такие изменения до сих пор происходят. Конечно, бывают моменты, когда мне кажется, что я уже знаю всё… и вдруг открываю некоторую часть себя, о которой даже не подозревала, не догадывалась, что во мне это есть. И это невероятно интересно.
Перевод с испанского Любовь Бойко.
P.S.
Норма любезно согласилось провести семинары в Москве,для всех желающих.
Подробности можно узнать, написав мне письмо, или позвонив:
luibov_boiko@mail.ru
+7-916-277-99-01
Комментариев нет:
Отправить комментарий